ФЭНДОМ

Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia (рус. Герои Меча и Магии III: Возрождение Эрафии) – компьютерная игра в жанре пошаговой стратегии с элементами RPG, третья часть серии. Разработана компанией New World Computing и выпущена компанией The 3DO Company 28 февраля 1999 года. Локализатором в России является компания «Бука», которая выпустила русскую версию игры 17 марта 1999 года.

РазработкаПравить

Разработка игры велась параллельно с выпуском Might and Magic VI: The Mandate of Heaven, она началась вскоре после того, как компания-разработчик New World Computing была куплена корпорацией 3DO Company, что позволило Д. Ван Канегему сосредоточиться на творческом процессе, не отвлекаясь на управление компанией.

После того, как в конце 1996 года игре Heroes II журналом PC Gamer было присуждено 6-е место среди лучших игр всех времён и народов, разработчики просто не имели права обмануть ожидания увеличившейся армии фанатов. Руководителем проекта был назначен давний приятель Канегема Дэвид Мюллих. Именно он вскоре выдвинет идею кардинальной смены художественного стиля игры: с ярко-анимированного мультипликационного на более мрачный и фотореалистичный, что впоследствии станет коммерческим преимуществом. В свою очередь ведущим геймдизайнером Мюллих назначает Грегори Фултона, а арт-директором – талантливую Филан Сайкс, она была единственной из прошлой команды, кого не устраивал визуальный стиль Heroes II. Общий штат составил в итоге около 30 человек, из них 21 – художники, 6 – дизайнеры-картостроители, остальные отвечали за программирование и сюжет. Ведущим программистом остался бессменный Марк Колдуэлл, который, к слову, занимал должности заместителя директора NWC и исполнительного продюсера проекта.

Команда была сформирована, цели поставлены, и уже зимой 1997-1998 гг. началась полномасштабная работа над игрой. Один из программистов полностью переработал редактор карт, что открыло новые возможности для их дизайна, а художники подготовили тысячи концептов, ведь число юнитов, героев и объектов карты заметно возросло. За музыку традиционно отвечали Роб Кинг и Пол Ромеро. Кардинальных изменений в игровой процесс привнесено не было, основные силы уходили на разработку игровых моделей, их интеграцию, а также собственно карты. Сроки, установленные 3DO, поджимали, а поэтому корпорация выделила в помощь ещё нескольких сотрудников-программистов.

В последние полгода перед релизом разработка шла ударными темпами: рабочий день нередко растягивался до 12-18 часов, в том числе и по выходным, а сотрудники даже заказывали себе еду прямо в офис. За два месяца до релиза, когда основная часть работы была закончена, вся команда, включая самого Канегема, была брошена на тестирование и доводку. Фултон так описал один из инцидентов и настроение команды в тот период в своём дневнике:

Сегодня автомат с колой загорелся.

Поскольку мы приступали к «решающей стадии» около 7 часов вечера каждый день, Марк [Колдуэлл], сменил настройки автомата, сделав его выдачу бесплатной, дабы что-нибудь было на ужин. Мы не нажимали кнопки для выбора напитка. Вместо этого мы открывали дверцу этого огромного красного полутонного холодильника и брали то, что хотели.

Уже сейчас очень хорошо понимаю, что один из тестеров открыл дверцу, чтобы взять газировку, но, похоже, что какой-то провод повредился, а затем – огонь и дым. Увидев пожар и почуяв запах дыма, тестер нашёл Бена Бента [менеджер NWC и на полставки – директор игры] и указал на огонь из автомата. Без криков и резких движений, Бен просто выключил автомат с колой. Вжух! Огня нет. Не буду врать, сам я не смог помочь, но увидел в этом пожаре некую метафору с разработкой Heroes III. Пожар начинается: кто-то в панике, а кто-то спокойно исправляет проблему.

Фактически, это олицетворение работы над игрой.

Спустя несколько недель внутренних тестов был готов рабочий мультиплеер, а также весьма массивное, порядка 150 страниц, руководство к игре за авторством самого Фултона.

К середине февраля игра была готова к тиражу, а уже 28 числа официально выпущена в США, на разработку были потрачены запланированные руководством 3DO 14 месяцев.

Сюжет Править

События игры развиваются вместе с сюжетом The Mandate of Heaven на знакомой по прошлым частям серии планете Энрот, а точнее – на континенте Антагарич. Король Эрафии Николас Грифонхарт неожиданно умирает, и его дочь – Катерина – отправляется на похороны с континента Энрот, где занимает трон вместе с мужем Роландом. Однако по прибытии, флот обнаруживает Эрафию павшей и разорённой из-за вторжения сил давних врагов эрафийцев – правителей Нигона в союзе с новоявленными демонами-криганами Эофола, воспользовавшихся неразберихой после смерти короля.

К этой напасти добавляются ещё и набеги мародёров с Запада – Крюлода и Таталии – также желающих урвать себе долю территорий и ресурсов в этом хаосе. История раскрывается в кампаниях и повествует о том, как Катерина совместно с военачальниками союзных государств АвЛи и Бракады изгоняет захватчиков со своих земель.

В то же время некроманты Дейи во главе с Финнеасом Вилмаром планируют собрать огромную армию нежити, воспользовавшись конфликтами на континенте и в конечном счёте подчинить его себе. Вилмар со своими последователями проникает в гробницу покойного Николаса Грифонхарта и поднимает его в виде лича, однако, к всеобщему удивлению, сам становится его жертвой, и новым правителем Дейи становится сам Грифонхарт-лич, потенциально более опасный правитель. Катерина объединяет силы Эрафии, АвЛи, Бракады, а также мятежных лордов Дейи для борьбы с новой угрозой.

Последняя кампания повествует о попытке провозглашения независимости Спорных земель во главе с мэром Фаруком Вельнином на границе Эрафии и АвЛи.

Игровая механика Править

Игровой мир - H3

Карта приключений Heroes III [1]

Heroes of Might and Magic III развивает идеи, заложенные в первой и второй частях серии. Суть игры осталась неизменной: игрок управляет героями, ведущими в бой армии различных существ-юнитов.

Главные нововведения:

  • Полностью изменённый художественный стиль.
    • Использование 3-D моделей с последующим наложением на двухмерную карту.
  • Многоуровневость карт (Подземный уровень).
  • Расширение числа фракций до 8 с системой улучшений всех юнитов.
  • Введение двух классов героев для каждой фракции с мини-биографиями для каждого из героев.
  • Введение «куклы» героя для распределения артефактов.
  • Привязка заклинаний к Школам Стихий: Воздух, Вода, Огонь, Земля.

Основное действие игры происходит на стратегической карте приключений, по которой перемещаются герои. Большая часть карты занята неактивными объектами ландшафта и растительности. Также на ней находятся города различных фракций, шахты, отряды различных существ и прочие объекты. Города фракций являются важной составляющей игры: игрок может развивать их, возводя в них различные строения, которые дают доступ к более мощным существам, магическим заклинаниям и другим преимуществам. Герои путешествуют по карте, захватывают города и шахты, ведь, как правило, главная цель — победить всех противников, уничтожив в боях всех вражеских героев и захватив все города.

Временной единицей в игре является ход — он равен одному игровому дню. В городе строится только одно здание за ход, перемещаться герой может только раз за ход на определённое расстояние. Также раз за ход шахты, постройки и определённые артефакты дают прибавку ресурсов в казну королевства.

Герои Править

Экран героя - H3

Экран героя

Герои — важнейший элемент игрового процесса, ведь именно герои со своими армиями, путешествуя, производят разведку местности, собирают найденные ресурсы и сокровища, посещают различные объекты, берут по контроль шахты, сражаются с нейтральными существами и — самое важное — сражаются с героями противника, осаждают вражеские города с целью захвата. По окончании битв герой получает опыт: чем большая армия врага разбита, тем больше его зарабатывается. Опыт технически начисляется в очках, равных общему числу очков здоровья побеждённых существ. В особенных битвах (бой с героем, осада замка, некоторые игровые события) могут начисляться дополнительные очки опыта. После накопления нужного количества опыта уровень героя повышается и можно выбрать новый или повысить уже имеющийся вторичный навык: в последующей игре развитые навыки дают герою различные преимущества. Также на 1 ед. повышается одна из характеристик:

  • Атака – увеличивает атаку юнитов армии.
  • Защита – повышает защиту юнитов армии.
  • Сила магии – определяет силу заклинаний героя.
  • Знание – определяют количество очков заклинаний героя.

Обычно в начале партии у игрока уже присутствует как минимум один герой, других необходимо нанимать в специальной постройке в городе или на карте приключений – Таверне (в предыдущих частях найм осуществлялся прямо в Замке, а Таверна служила лишь для поднятия морали обороняющихся войск). Цена найма фиксирована: 2500 золотых, игрок может иметь максимум 8 героев. Героя, как и раньше, можно уволить и нанять другого, если потребуется.

Герои подразделяются на классы, которые определяют особенности стиля игры. У каждой фракции присутствует группа героев-воинов и героев-магов. Существенных ограничений на выбор вторичных навыков не накладывается. Небходимо отметить, что в оригинальной Heroes III фигурирует 128 фракционных героев (не считая героев кампаний) – это в 2,5 раза больше, чем в Heroes II, причём только несколько героев перешли непосредственно из предыдущей части и это касается в основном только имён. Изменения коснулись и набора вторичных навыков: в прошлой игре серии все 9 героев одной фракции стартовали с одинаковым набором/уровнем развития вторичных навыков, в Heroes III многие герои обладают уникальной комбинацией вторичных навыков и уровней их развития, что зачастую соответствует их биографии.

Фракции и города Править

Всего в оригинальной игре представлено 8 фракций, по сравнению с 6-ю из Heroes II. Впервые были введены такие фракции Инферно и Крепость.

Экран города - H3

Экран города. Фракция Замок.

Города — один из основополагающих элементов игрового процесса, так же как и герои, поскольку именно в подконтрольных городах игрок получает прибыль в виде золота и ресурсов, строит здания, нанимает героев и войска, изучает заклинания. Один раз в неделю, по понедельникам, гарнизон города можно пополнить новоприбывшими рекрутами. Потеряв все города и не захватив после этого хотя бы один в течение недели, герои покидают игрока и партия считается проигранной.

Количество построек внутри города каждой фракции увеличилось, и теперь оно разнится между фракциями. Изменения коснулись и экономической системы: в Heroes II каждый город приносил фиксированные 1000 золотых/день. В Heroes III была введена четырёхступенчатая градация построек, приносящих доход:

  • Сельская управа (500 зол./день)
    • Префектура (1000 зол./день)
      • Муниципалитет (2000 зол./день)
        • Капитолий (4000 зол./день)

Система фортификаций получила следующие изменения: вместо уже готового Замка с возможностью пристроить две Башни для увеличения обороноспособности введены четыре уровня фортификаций:

  • «Без укреплений» (стены и ворота отсутствуют, бой на открытой местности)
    • Форт (добавляются стены и ворота)
      • Цитадель (стены укрепляются, добавляется центральная башня со стрелками)
        • Замок (стены укрепляются, добавляется две боковых башни со стрелками)

Рвы как встроенный элемент фортификации были введены только в дополнении The Shadow of Death.

В каждом городе появилась специальная постройка для покупки боевых машин (см. ниже)Кузница, а максимальный уровень Гильдии Магов у пяти фракций повышен до пяти, что связано, в свою очередь, с изменениями в самой системе градации заклинаний. Рынок как постройка получил своё развитие: Хранилище ресурсов, приносящее 2 ед. основного и 1 ед. ценного ресурса ежедневно.

Улучшенные существа Подземелья

Окно найма юнитов Подземелья

Юниты Править

Всего в игре представлено 116 видов юнитов: по 14 для каждой из 8-ми фракций + 4 вида нейтральных элементалей. Впервые был введён 7-й уровень существ, а также возможность улучшения всех базовых вариантов (в Heroes II было возможно улучшить только часть юнитов). Найм всех юнитов может осуществляться через отстроенные форт/цитадель/замок.

Ресурсы Править

Ресурсы необходимы для развития городов. На карте могут понадобиться для найма юнитов 7-го уровня из их жилищ. Перечень ресурсов не претерпел изменений, присутствуют 7 видов, делящихся на три группы:

Бой Править

Экран боя (поле) - H3

Экран поля боя на открытой местности.

Тактические бои между юнитами противоборствующих сторон происходят на особом поле в пошаговом режиме. Очерёдность ходов существ определяется их скоростью. Существа с большим показателем скорости будут ходить раньше остальных. Так как параметр скорости юнитов приобрёл численное значение, а количество видов юнитов значительно возросло, то и площадь поля боя была увеличена до 15х11=165 гексов, а число подконтрольных герою отрядов было увеличено до 7, не считая боевых машин. Впервые в меню боя были введены функции «ожидания» и «обороны», вместо обычного пропуска хода. Первая функция позволила выбрать наиболее подходящий для хода момент, а вторая действует аналогично пропуску, но с определённой прибавкой значения защиты юнита – чем выше уровнем юнит, тем больше прибавляется к защите до следующего его действия. В целом, все нововведения в боевой системе серьёзно расширили тактический потенциал и вариативность событий.

Сам герой не сражается в бою, но поддерживает армию с помощью своих характеристик атаки и защиты, которые прибавляются к характеристикам существ, и использует заклинания, если он их знает и имеет возможность использовать.

Вид поля боя зависит от ландшафта, на котором проходит бой. Родная местность даёт бонус: юниты получают прибавку к скорости, атаке и защите, видят магические препятствия противника.

Если все бойцы в армии героя погибают, то он проигрывает бой и покидает игрока. Есть возможность сохранить героя, сбежав с поля боя, однако остаток армии будет потерян. После этого героя можно вновь нанять в таверне. Герой также может откупиться, сбежав из боя и сохранив всю уцелевшую армию, если для откупа хватает золота.

Магия Править

Книга заклинаний - Н3

Экран выбора заклинания из книги.

Магия в игре представлена в виде заклинаний, которые герои могут колдовать как на карте, так и во время боя. Чтобы герой имел возможность колдовать, ему необходимо иметь книгу заклинаний. Герои-маги обладают ею со старта, многие герои-воины могут приобрести книгу заклинаний в любой Гильдии Магов за 500 золотых. Все изученные героем заклинания будут заноситься в эту книгу. Также магию способны использовать некоторые юниты. Наряду с войском заклинания могут играть ключевую роль в сражении, а высокоуровневые – даже внести перелом в ход сражения.

Главным отличием новой магической системы стала привязка каждого заклинания к определённой природной стихии т.н. «школе». Теперь, для максимально эффективного использования магии мало просто развивать навык Мудрость, необходимо также изучать ту школу магии, к которой относится нужное заклинание.

Заклинания делятся также и по уровням – 5 против 4 в Heroes II, и имеют определённую цену, выраженную в очках (диапазон 0..30). Количество очков заклинаний определяется параметром знания героя, помноженным на 10 (в получении бонусных очков может помощь вторичный навык Интеллект). Чем выше этот параметр, тем больше и/или сильнее заклинания сможет использовать герой в боях. Однако магическая энергия героя истощается во время использования заклинаний и её необходимо восполнять. Самый простой способ получения полного запаса очков заклинаний – ночёвка в городе с отстроенной Гильдией Магов. В общем случае на карте приключений у героя восстанавливается лишь 1 очко за ход (для увеличения эффекта восстановления очков заклинаний поможет развитие вторичного навыка Мистицизм). Любой герой с книгой заклинаний способен изучить заклинания 1-2 уровней. Чтобы изучать заклинания 3-5 уровней, требуется специальный вторичный навык Мудрость.

Артефакты Править

Артефакт — особый предмет, который герой может найти на карте/купить в лавках и использовать, чтобы получить дополнительные преимущества. Артефакты делятся на четыре группы по степени ценности: Сокровища (Treasure), Второстепенные (Minor), Основные (Major), Реликты (Relic). Всего в игре представлено 125 артефактов, немногие были взяты непосредственно из Heroes II, а от артефактов с отрицательным действием, таких как, например, Устрашающая маска, было решено отказаться вовсе.

Артефакты на герое (H3)

Носить герой может строго фиксированное число артефактов (14) и на определённых частях тела:

  • 1 артефакт – на голову: шлем или другой головной убор;
  • 1 артефакт – на шею: ожерелье/амулет;
  • 2 артефакта – в руки: в правой руке – оружие, в левой – щит;
  • 2 артефакта – на кисти: кольца, перчатки;
  • 1 артефакт – на ноги: сапоги, наколенники;
  • 1 артефакт – на плечи: накидка/плащ;
  • 1 артефакт – на торс: доспех/одеяние;
  • 5 артефактов – в инвентаре: для них выделено пять особых слотов.

Неиспользуемые артефакты находятся в рюкзаке. Особые объекты, технически являющиеся артефактами – книга заклинаний и четыре боевые машины, – также занимают свои места. Особую роль стали играть боевые машины. Если в прошлых частях на поле боя присутствовала только катапульта во время осады, то теперь в каждом бою появилась возможность использовать приобретённые боевые машины: баллисту, тележку с боеприпасами и палатку первой помощи. В режиме боя для них отводится отдельный ход, хотя без влияния навыков они действуют автоматически и не оказывают существенного влияния на ход битвы.

Особым артефактом является Грааль, пришедший на смену случайному «Могущественному артефакту» (англ.) из Heroes II. Добыв Грааль, игрок имеет возможность отстроить особое здание в подконтрольном/союзном городе, чтобы получить колоссальное преимущество перед противником.

Режимы игры и уровни сложностиПравить

Уровни сложности - Н3

Уровни сложности обозначаются в интерфейсе шахматными фигурами:

  • «Пешка» – лёгкий.
  • «Конь» – средний.
  • «Ладья» – сложный.
  • «Ферзь» – очень сложный.
  • «Король» – сверхсложный.

Чем выше уровень сложности, тем сильнее играет ИИ и тем меньше ресурсов даётся игроку в начале партии. Также на уровнях сложности «Ферзь» и «Король» компьютерный противник имеет бонус к прибавке ресурсов в течение всей партии.

Отзывы и критика Править

Сразу после выхода игра произвела настоящий фурор среди игроков и критиков и до сих пор считается эталоном игры жанра пошаговой стратегии. Средняя оценка игровых агрегаторов и других тематических сайтов — 9 из 10.

Лобби - рекорд 1

Современное состояниеПравить

С разработкой и выходом HD-мода и наиболее успешного неофициального дополнения Horn of the Abyss; введением удобного инструмента игры по сети «Онлайн-лобби» игра остаётся весьма популярной и в настоящее время, регулярно проводятся турниры различного масштаба; с помощью улучшенного редактора создаются карты, порой превосходящие по качеству официальные, а число поклонников игры стабильно растёт[2][3].

Дополнения Править

Саундтреки Править

Might & Magic Heroes III HD Edition Править

Меч и Магия - Герои III - постер

Постер HD-издания

Might & Magic Heroes III HD Edition — это графически обновлённая версия оригинальной Героев Меча и Магии III от Ubisoft. Вышла 29 января 2015 года на PC, а также на IOS и Android в честь 15-летия серии.

Особенности Править

  • Переработаны спрайты с SD до HD формата (увеличение разрешения в 3 раза).
  • Добавлена поддержка высоких разрешений экранов (оригинал поддерживал только 800x600).
  • Добавлена возможность онлайн-игры через Steam.
  • Добавлены достижения в Steam.

Контент дополнений Клинок Армагеддона и Дыхание Смерти не был добавлен.

Реакция общественности Править

Might & Magic Heroes III HD Edition получила смешанные отзывы. В большей мере из-за довольно высокой цены при минимуме затраченных усилий. Также стоит отметить, что переиздание имеет множество игровых ошибок, не имеет автосохранения и редактора карт, т.к. он появился только с дополнением Клинок Армагеддона.

Галерея Править

Скриншоты бета-версииПравить

ВидеоПравить

Примечания Править

  1. Этот и последующие скриншоты в основном тексте актуальны для HD-мода.
  2. Группа HotA «ВКонтакте»/Прибавка числа участников (~ 80.000).
  3. Heroes3TV/Список зарегистрированных участников (>420.000).